Новости за 2004 г

 

Задачи сайта
Новости
Художники
Коллекционеры
Фототека
Библиотека
База Данных
Библиография
Лавка

Рейтинг@Mail.ru

be number one

Rambler's Top100

 

                         Октябрь                          

 

          Сегодня, 13 октября, исполняется ровно 50 лет, как на работу в артель «Художественная Керамика» в Гжели вышла Народный художник СССР Людмила Павловна Азарова. Ранним утром этого сухого прохладного осеннего дня 1954 года Людмила Павловна, внутренне немножко волнуясь, вышла из дома в Речицах, где накануне сняла маленькую комнатку (стол, стул, койка). Шла как в этот и последующие дни на работу пешком. В то утро дорога в Турыгино на завод художественной керамики казалась бесконечной. На заводе встретили нейтрально. Кто-то, не помнит, провел по участкам завода с ознакомительной экскурсией. Поразила малочисленность заводского люда. Тот же человек привел в лабораторию и определил рабочее место Людмилы Павловны за одним столом с единственной лаборанткой Антониной Яковлевной (фамилию не помнит). Передохнув от новых впечатлений и ощущений, Людмила Павловна решила сразу же приступить к делу. На фарфоровом рельефе (надверной полукруглой рамке) – дипломной работе в МВХПУ (бывш. Строгановке), Людмила Павловна изобразила телятницу, ухаживающую за теленком. Именно эту тему Азарова решила реализовать, но теперь  в объемной форме. Взяла пластилин и начала лепить скульптуру.

          Уже на следующий день Людмила Павловна получила производственное задание, стала работать на план. Азарова долго формовала и расписывала изделия по моделям Натальи Ивановны Бессарабовой. Творческой работой занималась по вечерам и в выходные дни. Закончив лепку «Телятницы», Людмила Павловна пошла к модельщикам. Модель первой работы Азаровой блестяще выполнил Виктор Спиридонович Кустарев (1930-1987). Расписала фарфоровую утильку надглазурно солями металлов сама Азарова. Талантливый искусствовед НИИ художественной промышленности (НИИХП, Москва), занимающаяся в это время проблемами производства гжельского фарфора, Ольга Сергеевна Попова, по моему мнению, несправедливо резко высказалась относительно первой работы первого штатного  скульптора в артели. «Телятница» была выполнена композиционно интересно и вполне профессионально.  Азарова по своему складу ума никогда не обращала внимания, как на справедливую, так тем более на несправедливую критику своего творчества. Самым главным для нее была работа, творческая работа. Впереди были сотни идей, сотни работ, удачи и провалы, общественное признание необыкновенного таланта этого скромного, милого человека, «сделавшего» Гжель.

                                                                                   Наталья Туркова-Хорошилова              

                                                                                                       13.10.2004 г.           

          Выставка авторских работ художников «Объединения Гжель» в Государственном музее керамики «Усадьба XVIII века Кусково» «Новые идеи в старых традициях гжельских мастеров» открылась 14 сентября 2004 года и продлится может быть до Нового года.

         Сначала о главном. Представленная экспозиция практически не соответствует многообещающему названию выставки. Никаких «новых идей» в ней не просматривается. Считать 16-предметную скульптурно-посудную композицию А. Царегородцева и М. Подгорной «Воспоминание о Египте» носителем таковых вряд ли уместно из-за очевидной случайности этой работы в творчестве этих великолепных художников. Нет ощущения в том, что композиция сервиза творчески «выстрадана», отдельные предметы кажутся мелковатыми по размерам для столь эпической темы, совершенно потеряна гжельская стилистика в росписи предметов. Можно  возразить – какое отношение имеет гжельская стилистика в росписи к формам древнеегипетской темы. Но, здесь позвольте напомнить работу Сергея и Ольги Симоновых «Похищение Европы» (1996), где аналогичная проблема – согласование древнегреческой темы с принципами современной гжельской традиции были изумительным образом реализованы. Значит такое возможно при определенной мере таланта. В случае с «Воспоминаниями о Египте» этого не случилось.

           Жаль, что Царегородцевым и Подгорной на этой выставке не были представлены такие их работы, как икона «Казанская Божия Матерь» (2003), набор (3 формы) для вина «Голландские мотивы» (2003). Вместе с представленной на этой выставке их же необычной по форме настольной лампой «Русь Православная» (2002) мотивация устроителей выставки к такому претенциозному названию была бы более очевидной.

           Увы, экспозиции остальных художников, представленные на этой выставке, остаются традиционными, и вполне соответствуют периоду стагнации в творческом развитии ЗАО «Объединение Гжель».

           Тем не менее порадовали новыми работами Е. Б. Сухорукова: панно-ложкой (более полуметра длиной) «1000-летие ложки» (2003), сервизом «Воспоминание» (2004); Т. Д. Федоровская: изумительным кофейно-десертным набором «Ситчик» (2003), декоративной тарелкой «Кусково» (2004); П. Н. Гордеев: вазой «Живоначальные Троицы» (2002), оригинальным салатником «Львиные маски» (2003); В. В. Неплюев: скульптурами «Петух» и «Петушок» (2004), скульптурной композицией «На пляже» (2004).

           Приличные коллекции работ представили Н. и Л. Каштановы, И. Коршунова,            А. Ларин.

           Кажется впервые выставилась интересная художница, работающая на объединении с 1996 года, Л. В. Громова. Может показаться странным, но из работ Громовой автору этих строк больше всего понравилась потешная копилка «Кот с рыбой» (2003).

Разочаровали Ю. Н. Гаранин, И. А., В. Н. и Т. В. Хазовы. Не качеством представленных работ, а отсутствием новых работ в первом случае и однообразием творческой манеры – во втором.

          Безусловно эту интереснейшую выставку любителям Гжели следует посетить обязательно. Кстати, здесь же имеется возможность кое что прикупить из гжельской керамики (в том числе авторской) по вполне умеренным ценам.

          Выставка располагается в довольно неудобном мрачноватом цокольном (полуподвальном) помещении Главного дворца. Следует иметь ввиду, что почему-то в кассах на входе в Кусково отсутствует информация о выставке. Это не должно останавливать вас.

          Напомню: выходные дни в Кусково – понедельник и вторник.

                                                                         

                                                                                         Флавий Хорошилов

                                                                                               1.10.2004 г.  

horizontal rule

 

                                            Сентябрь 

 

          14 сентября в Государственном музее керамики и «Усадьба Кусково 18 в.» открывается выставка “Новые идеи в старых традициях гжельских мастеров”. Это новый проект музея и всемирно известного народного промысла.

          На выставке представлены авторские произведения последних лет, созданные заслуженными художниками РФ И. Хазовой, Ю. Гараниным, В. Неплюевым, а также ведущими художниками «Объединения» А. Царегородцевым, Т. Денисовым. Они рассчитаны как на широкий круг любителей «Гжели», так и на утонченных знатоков фарфора.

          Наряду с получившими признаниями изделиями этого предприятия: сервизами, декоративными тарелками, блюдами, вазами и мелкой пластикой, на выставке экспонируется новые  изделия репрезентативного характера: часы, настольные лампы, пасхальные яйца, которые могут стать прекрасным украшением любого интерьера.

         Художники демонстрируют яркие особенности старинного промысла подмосковного региона, многообразие авторских манер, оригинальные темы, композиции и формы фарфоровых произведений. Творческая династия Хазовых, по-новому интерпретирует традиционные цветочные орнаменты. 

        Оригинальностью форм и росписи выделяется сервиз А. Царегородцева «Воспоминание о Египте». Этой работой художник открывает совершенно неожиданную тему в творчестве гжельских мастеров.

Ампирные формы сервиза «Воспоминания» Е. Сухоруковой напоминают «золотой век» русского фарфора, а легкий и воздушный «Ситчик» Т. Федоровской возвращает в уютный мир русской усадьбы 19 в.

       Скульптурные композиции Г. Денисова, В. Неплюева, Н. и Л. Каштановых полны лиризма, выдумки, жизненных наблюдений и легкого юмора.

       Причудливые формы изделий, легкая, живая манера росписи с изображение птиц, цветов, растительных орнаментов, отличают работы П. Гордеева.

        Украшением выставки являются неожиданные для творчества мастера – виртуоза Ю. Гаранина работы: серия скульптур «Баня», шкатулка «Домик», квасник «Геометрический».

        Выставка служит яркой иллюстрации жизни Гжельского промысла, который продолжает развивать старые традиции и открывает новые возможности национального гончарного искусства, оставаясь жизнерадостной, многоликой страницей в русском национальном искусстве.

 

         Открытие выставки состоялось в ГУК «Государственный музей керамики и «Усадьба Кусково 18 в.» по адресу: Москва, ул. Юности, д.2 и  продлиться в течении 2-х месяцев.

Телефон для справок: 370-01-50

                                                                                                                                14.09.2004           

horizontal rule

   Июнь 

         Во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства (ВМДПиНИ) 7 июня открылась «Выставка произведений гжельских художников и творческих мастеров ЗАО «Объединение Гжель», посвященная 85-летию Народной художницы СССР Л. П. Азаровой».

Директор музея Владимир Андреевич Гуляев выполняет свое обещание регулярно организовывать выставки гжельских художников. За это мы, любители гжельской керамики, благодарим его от всей души. Администрация и искусствоведы музея и объединения каждую из этих выставок доводят до уровня культурного явления.

Несколько слов о выставке. Сначала о том, что удивило.

В витрине Л. П. Азаровой, наряду с ее известными по публикациям и экспозициям на многочисленных выставках классическими музейными работами, выставлены несколько домашних работ самых последних лет. Они неказисты, леплены вручную, расписаны и обожжены Бог знает где и как, но как интересны своей идеей. Это штофы «К году Дракона» (2000) и «Мальчик с цыпленком» (2001), пепельница «Четыре медвежонка» (2001). Несколько редких для обозрения работ Азаровой представил из своей коллекции гжельский художник Петр Гордеев: скульптурку «Тигр» (кажется 1961 года), коробочки «Лошадь, или Жеребенок?» (1989) и «Лев» (?). Последнюю я так и не смог найти в своем, как считал, полном перечне работ Азаровой, имеющемся, кстати, на нашем сайте.

Необычную экспозицию составили работы, как всегда блестящих, Александра Царегородцева и Маргариты Подгорной. Их набор для вина (3 формы) в голландских мотивах (2003) и 16-предметный сервиз в древнеегипетских мотивах (2003-2004) доставили огромное эстетическое наслаждение, хотя, по большому счету, на концептуальном уровне замысел этих произведений искусства (только так) является очевидным отходом от гжельской народной традиции, культивируемой администацией ЗАО «Объединения Гжель» в лице генерального директора В. М. Логинова. Разочаровала их же, также необычная работа –  икона «Казанская Божья матерь». Новизна замысла очевидна, технически икона выполнена безукоризненно, но… “душевные струны” (естественно, я могу говорить только о себе) не шелохнулись. Тем не менее экспозиция работ супругов Царегородцева и Подгорной на выставке оказалась одна из самых ярких и интересных. Хороши росписи пасхальных яиц, часов «Зимний базарный день» (2003), колокольчика «Бык» (1997). Последнюю работу раньше не удавалось увидеть.

Из молодых ребят начал заметно выдвигаться на определенный рубеж мастерства А. Н. Ларин. Приходилось слышать высказывания коллег молодого художника, попрекающих (за глаза) его за отсутствие регулярного художественного образования. Это справедливо, но природный талант у этого человека безусловно имеется. На выставке представлено много интересных работ Ларина. Это комплект салатников (2003), со светящейся как бы изнутри росписью, фруктовница «Нептун» (2000), штофы «Дракон» (1999), «Обезьяна» (2004) и др. Но, тут же обескураживают своей композиционной нелепостью скульптуры «Обезьяна с бананом» (2003), «Верхом на петухе» (2004) и т. д. Хочется пожелать перспективному юноше поступить и закончить местный Гжельский государственный художественно-промышленный институт (ГГХПИ). Верю, что из него вырастет отличный гжельский художник. Есть в его работах нечто, что при должном развитии личности художника, поставит его в ряд заметных художников-керамистов нашего времени. 

Подлинным открытием на выставке для меня стали работы дулевского художника Азамата Акматовича Асанбаева, который в последнее время много работает и в Гжели. Он известен любителям гжельского фарфора прежде всего своим эпическим сервизом «Царский, или Юбилейный» в зеленых тонах, включающий в полной комплектации на 12 персон столовый, чайный, кофейный сервизы и набор украшений для стола из 280 предметов стоимостью около 500 тысяч рублей. На этой выставке Асанбаев представил совершенно изумительный скульптурный ансамбль на классические темы из русской литературы, включающий скульптурные композиции: «Хирургия», «Мертвые души», «Анна на шее», «Злоумышленник», «Городничий», «Человек в футляре», «Толстый и тонкий», «Ванька Жуков». Можно долго восторгаться композиционными нюансами в этих работах, но лучше все-таки пойти на выставку и посмотреть на это чудо своими глазами.

На выставке были представлены работы других известных гжельских художников: Ю. Н. Гаранина, П. Н. Гордеева, Л. Ю. и Н. Н. Каштановых, В. В. Неплюева,  Е. Б. Сухоруковой, А. Н. Федотова, И. А., В. Н. и Т. В. Хазовых, Т. Д. Федоровской. Экспозиции работ художников добротны, интересны, но без сюрпризов. Более того, состав их значительно скромнее, чем на предыдущей выставке в том же ВМДПиНИ «Преемственность поколений» в 2003 году.

Что не понравилось.

Работы учащихся Гжельского учебно-культурного научно-производственного центра (УКНПЦ) непрерывного образования и воспитания «Гжель» почему-то имели авторские подписи исключительно заведующей учебной частью Г. И. Селиверстовой. У неискушенного посетителя выставки очевидно складывается впечатление, что Г. И. Селиверстова является самым плодовитым на идеи, стили и технические приемы художником-керамистом объединения.

Глубоко разочаровал раздел гжельской майолики. По-видимому, уход с производства профессиональных художников Николая Туркина и Марины Коваленко, увольнение по статье изумительно талантливой Юлии Петлиной привело к очевидному творческому спаду в производстве художественной майолики. Почему-то неправдоподобно огромная супница любимой художницы Валентины Чепрасовой «С друзьями (дикие звери в лесу за столом…) сижу…» вызвала особенное раздражение. Никулин, Нечаева, Зинонова практически ничем не отличаются в своих работах друг от друга.

Критика отдельных моментов в экспозиции выставки тем не менее не заслоняет ее огромного значения в культурной жизни Москвы. Очевидно, что гжельская керамика (имеется ввиду ЗАО «Объединения Гжель») не сдает своих позиций и интересно развивается во времени, несмотря на безжалостное давление со стороны надвигающегося капитализма.

А на выставку гжельского искусства во ВМДПиНИ обязательно сходите, не пожалеете. Работа выставки продлится до 23 июня 2004 года.

                                                                              Флавий Хорошилов 

14.07.2004 г.         

horizontal rule

         Апрель  

Кандидат искусствоведения Екатерина Николаевна Хохлова (Москва) написала отзыв (рецензию) на книгу Флавия Хорошилова «Гжельские истории в записках коллекционера. Часть 1. Начала». М.: Репроцентр М, 2004. – 356 с. с илл. Е.К.Хохлова, работая в НИИХП как искусствовед, вместе с Н.И.Бессарабовой вложила много личного труда в развитие гжельского народного промысла. Ее публикации по теме являются одними из самых содержательных. 

С отзывом Е.К.Хохловой можно познакомиться в разделе Библиотека подраздел Отзывы, рецензии нашего сайта, в разделе Фототека подраздел Фотогалерея гжельских художников, творческих мастеров и искусствоведов нашего сайта можно познакомиться с краткими биографическими данными Е.К.Хохловой.

        Февраль  

     Вышла в свет книга Флавия Хорошилова «Гжельские истории в записках коллекционера. Часть 1. Начала». М.: Репроцентр М, 2004. – 356 с. с илл., 1.000 экз.

      На примерах биографических заметок из жизни замечательных женщин: Н.И.Бессарабовой, Л.П.Азаровой, Н.Б.Квитницкой, З.В.Окуловой, Н.А.Некрасовой и О.Л.Талагаевой,  в записках рассказывается об истории послевоенного восстановления производства художественного фарфора и майолики на народном промысле Гжель (от артели “Художественная Керамика” до ныне ЗАО “Объединение Гжель”). Содержание книги не является комплиментарно -  рекламным, обычным для такого рода публикаций. Информационный материал, включающий, впервые публикуемые, полные перечни творческих работ гжельских художников и хронологические таблицы, существовавших керамических заведений по отдельным населенным пунктам гжельского регионального куста с комментариями, будет полезен как начинающим, так и опытным собирателям и коллекционерам гжельской керамики.

          Книга издана за счет средств автора, имеет небольшой тираж. По вопросам приобретения книги обращаться по e-mail: upper3000@rambler.ru (Рекомендуем заглянуть в раздел “ПРЕДЛОЖЕНИЯ” настоящего сайта). Гарантируется бесплатная доставка книг по Москве до любой станции метро.  

horizontal rule

Новости

bullet

         2003 год

bullet

         2005 год

horizontal rule

 

Send mail to Хорошилов Филипп Флавиевич with questions or comments about this web site.
Last modified: 24 февраля 2006 г.
Copyright © 2003-2006 Хорошилов Ф.Ф.
Hosted by uCoz