Отзывы, рецензии

 

Home
Up
Каталог
Отзывы, рецензии

Рейтинг@Mail.ru

be number one

Rambler's Top100

 

                                                                                                                                     Москва,     

04.04.2004 г.

 

О Т З Ы В

на книгу Флавия Хорошилова

«Гжельские истории в записках коллекционера» (2004)

 

           О Гжели, как об уникальном центре искусства русской керамики, написано немало книг и статей, научных и популярных публикаций, где, казалось бы, прославленный промысел рассмотрен всесторонне.

           Но вот, появилась новая книга, неожиданная по своему жанру, предлагающая оригинальный взгляд на целый ряд проявлений гжельского художественного творчества. Автор ее, Флавий Павлович Хорошилов, назвал свою работу «Гжельские истории в записках коллекционера» /М.: Репроцентр М, 2004/. Само понятие “Записки” определило характер изложения, достаточно свободного, не обязывающего автора к жесткому, схематическому построению текста. Адресуя свою книгу, в основном, коллегам – собирателям Ф.Хорошилов отнюдь не ограничивается передачей своего опыта в поисках и приобретении гжельских произведений, но широко охватывает вопросы, связанные с историей и современными проблемами промысла. Он рассматривает Гжель не только как очень своеобразное и крупное художественное явление, но как почву для становления и развития талантов творческих личностей.

        Собираемая Ф.Хорошиловым с 1980-х годов коллекция современной гжельской пластики в фарфоре и майолике помогла увидеть индивидуальные проявления и поиски художников промысла. Соответственно этому строится композиция книги: в ней главное внимание уделено статьям, посвященным выдающимся художницам Гжели, в той или иной мере повлиявшим на процесс восстановления ее традиций, на стилистическое направление искусства.

       Во вводной главе “Вовлечение во Гжель” автор, обращаясь непосредственно к нынешним собирателям керамики, квалифицированно говоря о самой культуре коллекционирования, с краткими историческими ссылками касается основных объектов собирательства: восточной, западно-европейской, русской керамики и – собственно Гжели.

       Перейдя затем от этого продуманно строго построенного раздела к “Персоналиям” Ф.Хорошилов прибегает к эмоциональному, раскованному литературному языку, и читателю передается динамика этого изложения, увлекает, вызывает живой интерес. Здесь прослеживается не только творческий путь художниц – представительниц старшего и среднего поколений, Н.И.Бессарабовой, Л.П.Азаровой, Н.Б.Квитницкой, З.В.Окуловой и более молодых, Н.А.Некрасовой, О.Л.Талагаевой – но их жизненная дорога, отчего образ каждой “героини” становится полнокровным. Так для автора раскрывается возможность проникнуть  во внутренний мир художника, объяснить его творческие пристрастия и темперамент. Приобщая к этому читателя он не приукрашивает свои персонажи и, при глубоком уважении к ним, отмечает наряду с достоинствами свойственные каждому человеку естественные промахи, курьезные поступки. Рассматривая отдельные произведения, специфическую манеру авторов в пластике и росписи, он прибегает местами к лаконичному, тонкому художественному анализу.

        Особенно выразительными получились главы “Казачок”, посвященная “Практической основоположнице современного гжельского фарфорового производства Наталье Ивановне Бессарабовой и – “Сама по себе” о Людмиле Павловне Азаровой. Первая, жизнерадостная, доброжелательная, предстает не только как замечательный керамист, внесший неоценимый вклад в послевоенное восстановление забытого искусства Гжели, но как Божьей милостью педагог в занятиях с мастерицами промысла. И так же ярко “показана” Л.П.Азарова, человек твердого характера, целеустремленная, принципиальная, обогатившая промысел великим множеством талантливых новаторских работ. 

        Биографии этих художниц, а также – лиричного скульптора Н.Квитницкой, мастера сочных, близких народным формам и росписи З.Окуловой, тонкого живописца – орнаменталиста Н.Некрасовой и совершенствовавшей свои способности в искусстве майолики О.Талагаевой развертываются на широком фоне всей творческой деятельности Гжели с ее трудностями, достижениями, славой и неизбежными производственными конфликтами. И тут Ф.Хорошилов изыскивает любопытный и неожиданный ход изложения своей темы. Он обогащает текст “Персоналий”, прерывая его вставками исторических справок, характеризуя подробно старые угасшие гжельские фабрики и мастерские, если они здесь упоминаются, а в главе “Казачок” уделяет большое внимание трудам блестящего ученого, инициатора возрождения Гжели, А.Б.Салтыкова и деятельности Научно-исследовательского института художественной промышленности /НИИХП/ в этой же области.

         И что очень ценно – в конце каждой главы приводится список авторских работ, впервые собранных воедино.

       Сам автор считает, что он затронул лишь отдельные моменты неисчерпаемой истории развития гжельского промысла, и в кратком очерке, названном им “Продолжение следует”, намечает дальнейшие пути разработки темы. Еще необходимо рассмотреть период наивысшего расцвета керамического искусства, начавшегося в 1980-е годы, творчество образовавшегося в эти годы большого коллектива молодых талантов, влияние этих событий на судьбу Гжели.

      “Приложения” к основному тексту книги сами по себе чрезвычайно содержательны, ибо наполнены важными познавательными материалами – хронологическими таблицами промышленных заведений Гжели в Речицах, Володине, Турыгине, Ново-Харитонове, Бахтееве, Фенине. В таблицах и пояснительном тексте сосредоточены подробные сведения об этих заведениях: датах их оснований и деятельности, династиях владельцев, о выпускаемой продукции и материалах, применяемых в производстве, о маркировке изделий. Эти и ряд других данных собраны и публикуются в такой полноте впервые.

       Обзор “Гжельских историй” позволяет назвать книгу не просто “записками”, но исследованием, пусть еще незавершенным, но плодотворно начатым и перспективным. Ф.Хорошилов не уподобляется тем коллекционерам, чья основная цель – конкуренция с единомыслящими в собирании как можно большего количества вещей, желательно – наиболее эффектных, не рядовых. Он целенаправлено изучает и рассматривает историю и современность промысла, стремясь выявить специфику гжельского замечательного искусства, сделать выводы о его будущем. Им собраны, как мы видели, обильные и разнообразные материалы в беседах с гжельцами, в обращении к соответствующей литературе, чему свидетель прилагаемый к тексту ее обширный список, и в других способах поисковой работы.

       Представляется, что “Гжельские истории” живо заинтересуют и художников, и ученых искусствоведов, и широкие круги читателей. Она достойна внимания тех, кто интересуется Гжелью.

       Будем ждать продолжения публикаций, обещанных автором…

                                                         Е.Н.Хохлова, кандидат искусствоведения.          

Send mail to Хорошилов Филипп Флавиевич with questions or comments about this web site.
Last modified: апреля 9, 2004
Copyright © 2003-2008 Хорошилов Ф.Ф.
Hosted by uCoz