Новости за 2003г

 

Задачи сайта
Новости
Художники
Коллекционеры
Фототека
Библиотека
База Данных
Библиография
Лавка

Рейтинг@Mail.ru

be number one

Rambler's Top100

 

horizontal rule

       Декабрь 

         Стало известно, что скульптор-модельщик Турыгинского филиала ЗАО «Объединение Гжель» Алексей Владимирович Рыженок уволился из объединения и теперь работает на заводе «Электроизолятор». Учитывая раскрывающийся в последнее время творческий потенциал Алексея Владимировича, уход талантливого скульптора является серьезной потерей для объединения.

horizontal rule

       Ноябрь

     18 ноября по 4 декабря 2003 года в ЦДХ на Крымском валу,10 экспонируется выставка-продажа группы художников под названием «Внутри снаружи»: Андрея Ремнева (живопись) и гжельских керамистов Николая Туркина и Марины Коваленко (майолика). Последние с некоторых пор работают в манере, отличной от гжельской народной традиции. Интересно это или нет – судить зрителям.  

        С 4 ноября 2003 года в Москве в течение недели во ВМДПиНИ на ул. Делегатской, 3, работала выставка работ гжельского народного художника Геннадия Васильевича Денисова, организованная бывшим гжельским художником В.С.Бидаком. Владимир Степанович Бидак много лет собирает оригиналы и формы работ Денисова, с помощью автора восстанавливая частично и полностью утраченные формы. Оригиналы старых работ художника-ветерана и большинство работ-новоделов, расписанных самим Г.В.Денисовым, в количестве около 450 композиций были представлены на выставке. На открытии выставки присутствовали гжельские художники Нина Некрасова и Петр Гордеев, искусствовед Татьяна Астраханцева. В.С.Бидак через художницу Ирину Коршунову приглашал на открытие выставки художников и представителей администрации ЗАО «Объединение Гжель», но его приглашение практически проигнорировали. Предоставить для выставки часть раритетов Денисовских работ, имеющихся у него, отказался Заслуженный художник РФ Юрий Николаевич Гаранин. Причина – личная неприязнь к В.С.Бидаку. Это тем более печально, что в коллекции Ю.Н.Гаранина хранится около 150 оригинальных работ Г.В.Денисова. Директор музея в знак уважения к ветерану гжельского промысла предоставил помещение для выставки безвозмездно. Из-за недостаточной рекламной компании, на выставке, к сожалению, удалось побывать лишь незначительному количеству любителей гжельской керамики.

horizontal rule

Сентябрь

 

          Для любителей гжельской керамики и собирателей телефонных (пластиковых) карт сообщаем, что фирма “ОРГА Зеленоград” в 2001 году выпустила в продажу телефонную карту, художественно оформленную на тему: «Художники Гжели: Александр Царегородцев и Маргарита Подгорная. Шкатулка “Ларец”». Тираж – по крайней мере 6.000 экз. (на руках имеется карта с № 005791). 

 

horizontal rule

Март

 

             Долгожданная выставка “Преемственность поколений” произведений художников и творческих мастеров ЗАО «Объединение Гжель» открылась 5 марта и продлится до 6 апреля 2003 года во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства (ВМДПиНИ), ул. Делегатская, 3. За последние 10 лет это уже 4-ая выставка в музее, посвященная творчеству художников гжельского народного промысла. Администрация и искусствоведы музея и объединения каждую из этих выставок доводили до уровня культурного явления. На выставке (2 зала) представлены работы “второго поколения” основоположников производства современного гжельского фарфора – Л.П.Азаровой, Т.С.Дунашовой, З.В. Окуловой. А.Н.Федотов представлен нехарактерным для гжельского фарфора сервизом цвета слоновой кости с надглазурной росписью золотом. Во вторых - работами художников, пришедшими в Гжель в начале 1980-х гг. или чуть позже, трудами которых производство художественного фарфора на промысле достигло кульминационного уровня развития. И, наконец, работы художников Трошковского производства художественной майолики. Большинство работ на выставку представил музей и ассортиментный кабинет объединения.

На открытии выставки директор ВМДПиНИ Владимир Андреевич Гуляев начал с рассказа о “круглом столе”, посвященном проблемам Гжели, который он собирал неделю назад. Так вот, сказал он, если бы этот “стол” был собран сегодня, 5 марта, многие проблемные вопросы были бы автоматически сняты с повестки дня, настолько хороша представленная коллекция последних работ гжельских художников. Директор заверил присутствующих, что приложит все усилия, чтобы такие выставки проходили в музее чаще. Ген. директор ЗАО “Объединение Гжель” Виктор Михайлович Логинов в своем выступлении поблагодарил собравшихся художников за то, что они не предали его в трудную для Гжели минуту. Да, продан за долги магазин на Садовой-Самотечной, но Гжель продолжает трудиться. Заграничные представительства продолжают работать. Очень мешают работе объединения многочисленные кооперативы, заполонившие Москву подделками под Гжель, дискредитируя настоящий промысел низким качеством своих изделий. Очень жаль, что Л.П.Азарова и Т.С.Дунашова, в силу своего возраста, не смогли приехать сегодня на открытие выставки, посвященной прежде всего им.

На выставку стоит сходить, чтобы посмотреть редкие работы Азаровой, о которых коллекционеры может быть слышали, но не имели возможности за последние 15-20 лет увидеть на выставках или в фоторепродукциях газетно-книжных публикаций. Например, ск<ульптурные>. композиции: “Емеля с щукой”, “Аленушка с братцем-козликом”, “Иван-Царевич с лягушкой” и, конечно, “Сказка о рыбаке и рыбке”, в полихромной росписи солями металлов, штоф “Медвежья охота”, ск. “Ленин в Разливе”, кувшины и вазы разнообразных форм и размеров, серию сосудов в полихромной росписи “Баран”, “Козел”, “Верблюд одногорбый”, “Верблюд двугорбый”, мелкую (и крупную!) пластику, оригинал медали “За качество продукции” и диплом, полученные в Загребе (Югославия) в 1977 году за знаменитую шкатулку-самовар. Не имея возможности привести здесь полный анализ представленных частей экспозиции, попробуем поделиться основными впечатлениями от выставки: 1. Работы гжельских художников предыдущего поколения, увы, заметно отличаются от работ более молодых коллег, появляющимся налетом определенной несовременности (может быть другими словами - благородной старины). Часто аляповатая форма изделий, качество черепка, иногда формализованная роспись, странные непродуманно-раздражающие размеры, очевидно, не могут быть сопоставимы с современными дизайнерскими установками на интерьеры жилищ, офисов учреждений. При этом, однако, в работах Л.П.Азаровой ощущается бездна задействованных идей, вполне отвечающих современным представлениям о декоративности (художественности) фарфора. Заметно, что многие из этих идей в каких-то интерпретациях охотно используются и еще долго будут использоваться не только начинающими художниками. 2. Из художников последующих (!) поколений, безусловно, первым номером проходят Виктор Неплюев (форма) и Светлана Жукова (роспись). Необычайно красивые и, по-видимому, исключительно удобные при практическом использовании сервизы, уникальные декоративные квасники-гиганты “Масленица”, “Зима”, скульптурные художественно-бытовые композиции мелкой пластики (“Строители”, “Баня” (4 формы), “В метро”, “Стоматолог”, “Кот” (хорош и необычен), “В жезлонгах”, “Домашнее хозяйство”, “Логинову - 59” и др.) – всё безупречно по стилю и исполнению. Как всегда, подчеркнуто профессиональна экспозиция А.Царегородцева и М.Подгорной (сосуд “Тяни-толкай” с очаровательной надписью “Как пьян, так капитан, а как проспится – свиньи боится”, пласты с отбортовкой “Виват Российскому флоту”, “Ну-ка мы за вино – не прокисло оно?”). Отличается новизной мировосприятия экспозиция Лены Сухоруковой (сырные доски “Птица райская Сирин”, ”Жду милаго …”, ”Ваза с цветами”, ск. “На работу” (Велосипедистка), “Клоун”, “С цветами” (2 формы) и др.). Несколько традиционны, но от этого не менее интересными остаются экспозиции Ю.Гаранина (шахматы, голышки, безупречная ск. комп. “Аквариум”), Т.Федоровской и С.Олейникова (набор шкатулок “Лето”, ск. комп. “Сенокос”, ”Ню”, ск. “Поцелуй”, чайник “Свинка”). Набирают силу Николай и Людмила Каштановы (роскошная роспись больших плоских вещей). В который раз разочаровали однообразием своих работ Ираида Алексеевна, Виктор и Татьяна Хазовы. На фоне работ родителей, мило “прозвучал” чайничек “Гжельский домик” Ксюши Хазовой (1991). Ира Коршунова в росписи своих посудных форм, к сожалению, не движется вперед. А вот работы, начинающего Ларина (ск. “Девушка с конем”, набор рельефных ваз), настораживают своей перспективностью. Хочется пожелать ему обязательно пройти обучение в нарождающемся ГГХПИ (см. ниже). Нынче без художественного образования быть неприлично. 3. Разочаровала экспозиция художников Трошковского производства. Без работ Н.Туркина и М.Коваленко, по-видимому, покинувших производство, стилистический разнобой коллекции майолики, не спасли работы опытной Ю.Петлиной (ск. “Переплываем реку”, “Коза. На гитаре играть обучена”) и самобытной В.Чепрасовой (шкатулка “Кролик с леденцом (Мой леденец мухам тоже нравится)”, подвесные ск. “Ангел трубящий” и “Ангел, играющий на лире”, сырная доска “Чаепитие в деревне”, блюдо “Моё”, тарелка “Мы же друзья”). Хотя несомненно Э.Зинонова, А.Нечаева и И.Строгин несомненно куда-то движутся.

Всем, всем, всем! Сходите на выставку “Преемственность поколений”. Удовольствие, неожиданные личные открытия и желание приобрести для дома что-то из этой гжельской красоты гарантируется.

 

Для коллекционеров карманных календариков – с начала года выпущены в свет 3 календарика с фоторепродукциями работ гжельских художников: (1) Сервиза ”Грановитый” П.Гордеева, (2) Часов “Садко” А.Царегородцева и М.Подгорной, (3) Камина А.Новикова.

 

По инициативе Министерства промышленности и науки Московской области в январе 2003 года объявлен конкурс “Лучший молодой художник народных художественных промыслов Московской области”. В частности, в результате проведения первого этапа конкурса на местах, в ЗАО “Объединение Гжель” победители из числа учащихся отделения декоративно-прикладного и народного искусства Гжельского художественно-промышленного колледжа (ГХПК) Александр Сафроненков и Елена Кирюшкина 20 марта 2003 года направляются в г. Серпухов для участия в финале областного конкурса.

 

horizontal rule

Февраль

 

        В журнале «Медведь» (2003, № 65 (февраль).с. 10) опубликован эпатажный по стилю, но не по смыслу диалог музыкального критика А.Липницкого с гжельским художником Ю.Гараниным “Секс по-гжельски”. Следует обратить внимание на характеристическое фото Гаранина, выполненное Андреем (Вилли) Усовым – бывшим фотографом группы «Аквариум». Генеральный директор объединения Виктор Михайлович Логинов, прочитав статью, преподнесенную Ю.Н.Гараниным, попенял ему: “Юра, я столько сил трачу на борьбу с этой напастью, а ты продолжаешь активно нести в народ эту заразу, так не свойственную народному творчеству.”.

 

Представительный фирменный магазин “Гжель” на ул. Садовой-Самотечной, 2/12 фактически закрылся 22 февраля 2003 года.

 

В субботу 16 февраля объединение Гжель праздновало 65 летие генерального директора Виктора Михайловича Логинова. С утра все желающие приходили с поздравлениями и подарками в кабинет юбиляра. Художники, как правило, преподносили свои оригинальные работы. Некоторые художники не смогли приехать и передали подарки и поздравления через сотрудников. Своеобразный подарок сделала Юлия Ивановна Петлина (майолика) – скульптурную композицию “Переплываю реку …”. Зная тонкий, ироничный характер художницы, предполагаем здесь намек на тему … “Заплыв Великого Кормчего через реку Янцзы …” в свое время так нашумевшую в прессе. В это время над местностью летали белый самолетик с растяжкой “В.М.Логинову – 65 лет” и двухместный, с открытыми пассажирскими местами геликоптер, который катал желающих, коих не было отбоя, несмотря на холод (минус 18 °С) в этот пронзительно солнечный день. Юрий Гаранин, большой любитель острых ощущений, метался по полю на своей машине, пытаясь угадать место посадки геликоптера, чтобы прокатиться на нем. Но, так и не угадал. В 15-00 в колледже под звуки военного оркестра и хора (из г. Жуковского) началась регистрация приглашенных гостей. Каждому гостю выдавалась памятная медаль “30 ЛЕТ ОБЪЕДИНЕНИЮ ГЖЕЛЬ” (0.8х10х10 см), выполненную учащимися колледжа, и симпатичный авторский буклет В.М.Логинова “Гжель – моя жизнь”. Гости начали разъезжаться поздно, после полуночного салюта.

 

В Интернете на сайте www.severov.atom.ru в разделе меню, “Гжельский рок” Юрия Гаранина в “Галереюшке, представлен огромный и прелюбопытнейший фотоматериал по истории взаимоотношений гжельского художника с друзьями рок-музыкантами 1980 – 1990-х гг. Здесь же можно познакомиться с последними новинками знаменитой Гаранинской коллекции фарфоровых автографов известных персон из мира музыки.

 

Организация Гжельского государственного художественно-промышленного института (ГГХПИ) вступила в заключительную стадию. Набрана первая подготовительная группа абитуриентов, включающая: Диану Канивец, Светлану Кокунову, Анфису Морозову, Светлану Пименову, Джему Пириянц, Галину Радину, Татьяну Рогожину и Наталью Шершавкину. Администрация нового ВУЗа обещает укрепить местный преподавательский состав московской профессурой. По плану студенты первого курса начнут занятия 1 сентября 2003 года. При ГГХПИ имеются два общежития – отдельно для преподавательского состава и студентов. Отныне, провинциальным талантам, которым невозможно было пробиться в насквозь блатные и продажные Строгановский и Мухинский университеты, Суриковский институт, Глазуновскую академию, станет легче получить высшее художественное образование.

 

В помощь будущим студентам ГГХПИ в библиотеке нашего сайта публикуется Курсовой проект по теории управления “Объединением Гжель” (С-Пб., 2002 г.), совершенно неожиданно найденный нами на сайте www.natio.ru. При том, что в этом проекте много формальных ошибок, вдумчивый студент сможет переработать его в несколько реферативных “конфеток”.

 

horizontal rule

           

         Январь

 

      Администрация ЗАО «Объединение Гжель» продала активы фирменного магазина «Гжель» на ул. Садовая-Самотечная, 2/12. По слухам вырученные деньги ушли на покрытие долгов объединения перед уходом в связи с 65-летием генерального директора В.М.Логинова на пенсию. По слухам же магазин продан неким армянским господам, которые предполагают перестроить его под ресторацию. Окончательно магазин прекратит свою деятельность к маю месяцу.

 

В типографии г. Владимира начата работа над книгой искусствоведа Т.Л.Астраханцевой (Москва) с примерным названием «Современная майолика Гжели», практически являющаяся публикацией диссертационной работы автора, выполненной в НИИ теории и развития изобразительного искусства РАХ. Известно, что в диссертации Астраханцевой имеется более 400 редких фотоиллюстраций, часть которых обязательно войдет в книгу.

 

Искусствовед Т.Л.Астраханцева профессионально прекращает разработку гжельской темы и начинает заниматься темой большой парковой скульптуры. Нам - жаль!

 

Бывший гжельский художник Сергей Михайлович Симонов, ныне проживающий в Германии, организовал по месту жительства в г. Элц (Elz), земля Гессен (Средняя Германия), Художественно-керамическое ателье (“KeramikKunst Atelier Simonov”). С новыми работами в фарфоре, цветной керамике и станковой живописи Сергея и Ольги Симоновых можно познакомиться в Интернете на сайте www.simonov-keramik.de , связаться с авторами по e-mail: simonov-keramik@web.de.

   

horizontal rule

      Новости
bullet         2004 год
bullet         2005 год

horizontal rule

Send mail to Хорошилов Филипп Флавиевич with questions or comments about this web site.
Last modified: 24 февраля 2006 г.
Copyright © 2003-2006 Хорошилов Ф.Ф.
Hosted by uCoz