Декабрь
-
Стало известно, что скульптор-модельщик
Турыгинского филиала ЗАО
«Объединение Гжель» Алексей Владимирович
Рыженок уволился из объединения и теперь работает на
заводе «Электроизолятор». Учитывая
раскрывающийся в последнее время творческий потенциал Алексея
Владимировича, уход талантливого скульптора является серьезной
потерей для объединения.
Ноябрь
18 ноября по
4 декабря 2003 года в ЦДХ на Крымском валу,10 экспонируется
выставка-продажа группы художников под названием «Внутри снаружи»:
Андрея Ремнева (живопись) и гжельских керамистов
Николая Туркина и Марины Коваленко (майолика).
Последние с некоторых пор работают в манере, отличной от гжельской
народной традиции. Интересно это или нет – судить зрителям.
С 4 ноября
2003 года в Москве в течение недели во ВМДПиНИ
на ул. Делегатской, 3, работала выставка работ гжельского народного
художника Геннадия Васильевича Денисова, организованная бывшим гжельским
художником В.С.Бидаком. Владимир
Степанович Бидак много лет собирает
оригиналы и формы работ Денисова, с помощью автора восстанавливая
частично и полностью утраченные формы. Оригиналы старых работ
художника-ветерана и большинство работ-новоделов,
расписанных самим Г.В.Денисовым, в количестве около 450 композиций были
представлены на выставке. На открытии выставки присутствовали гжельские
художники Нина Некрасова и Петр Гордеев, искусствовед Татьяна
Астраханцева. В.С.Бидак через художницу
Ирину Коршунову приглашал на открытие выставки художников и
представителей администрации ЗАО «Объединение Гжель», но его приглашение
практически проигнорировали. Предоставить для выставки часть раритетов
Денисовских работ, имеющихся у него,
отказался Заслуженный художник РФ Юрий Николаевич Гаранин. Причина –
личная неприязнь к В.С.Бидаку. Это тем более
печально, что в коллекции Ю.Н.Гаранина хранится около 150 оригинальных
работ Г.В.Денисова. Директор музея в знак уважения к ветерану гжельского
промысла предоставил помещение для выставки безвозмездно. Из-за
недостаточной рекламной компании, на выставке, к сожалению, удалось
побывать лишь незначительному количеству любителей гжельской керамики.
Сентябрь
Для любителей гжельской
керамики и собирателей телефонных (пластиковых) карт сообщаем, что фирма
“ОРГА Зеленоград” в 2001 году выпустила в продажу телефонную карту,
художественно оформленную на тему: «Художники Гжели: Александр
Царегородцев и Маргарита Подгорная. Шкатулка
“Ларец”». Тираж – по крайней мере 6.000 экз.
(на руках имеется карта с № 005791).
Март
Долгожданная выставка
“Преемственность поколений” произведений художников и творческих
мастеров ЗАО «Объединение Гжель» открылась 5 марта и продлится до 6
апреля 2003 года во Всероссийском музее декоративно-прикладного и
народного искусства (ВМДПиНИ), ул.
Делегатская, 3. За последние 10 лет это уже 4-ая
выставка в музее, посвященная творчеству художников гжельского народного
промысла. Администрация и искусствоведы музея и объединения
каждую из этих выставок доводили до уровня культурного явления. На
выставке (2 зала) представлены работы “второго поколения”
основоположников производства современного гжельского фарфора –
Л.П.Азаровой, Т.С.Дунашовой, З.В. Окуловой.
А.Н.Федотов представлен нехарактерным для гжельского фарфора сервизом
цвета слоновой кости с надглазурной росписью
золотом. Во вторых - работами художников, пришедшими в Гжель в начале
1980-х гг. или чуть позже, трудами которых производство художественного
фарфора на промысле достигло кульминационного уровня развития. И,
наконец, работы художников Трошковского
производства художественной майолики. Большинство работ на выставку
представил музей и ассортиментный кабинет объединения.
На открытии выставки директор
ВМДПиНИ Владимир Андреевич Гуляев начал с
рассказа о “круглом столе”, посвященном проблемам Гжели, который он
собирал неделю назад. Так вот, сказал он, если бы этот “стол” был собран
сегодня, 5 марта, многие проблемные вопросы были бы автоматически сняты
с повестки дня, настолько хороша представленная коллекция последних
работ гжельских художников. Директор заверил присутствующих, что
приложит все усилия, чтобы такие выставки проходили в музее чаще. Ген.
директор ЗАО “Объединение Гжель” Виктор Михайлович Логинов в своем
выступлении поблагодарил собравшихся художников за то, что они не
предали его в трудную для Гжели минуту. Да, продан за долги магазин на
Садовой-Самотечной, но Гжель продолжает
трудиться. Заграничные представительства продолжают работать. Очень
мешают работе объединения многочисленные кооперативы, заполонившие
Москву подделками под Гжель, дискредитируя настоящий промысел низким
качеством своих изделий. Очень жаль, что Л.П.Азарова и
Т.С.Дунашова, в силу своего возраста, не
смогли приехать сегодня на открытие выставки,
посвященной прежде всего им.
На выставку стоит сходить, чтобы
посмотреть редкие работы Азаровой, о которых
коллекционеры может быть слышали, но не имели возможности за
последние 15-20 лет увидеть на выставках или в фоторепродукциях
газетно-книжных публикаций. Например, ск<ульптурные>.
композиции: “Емеля с щукой”, “Аленушка
с братцем-козликом”, “Иван-Царевич с лягушкой” и, конечно, “Сказка о
рыбаке и рыбке”, в полихромной росписи солями металлов, штоф “Медвежья
охота”, ск. “Ленин в
Разливе”, кувшины и вазы разнообразных форм и размеров, серию сосудов в
полихромной росписи “Баран”, “Козел”, “Верблюд одногорбый”, “Верблюд
двугорбый”, мелкую (и крупную!) пластику, оригинал медали “За качество
продукции” и диплом, полученные в Загребе (Югославия) в 1977 году за
знаменитую шкатулку-самовар. Не имея возможности привести здесь
полный анализ представленных частей экспозиции, попробуем поделиться
основными впечатлениями от выставки: 1. Работы гжельских художников
предыдущего поколения, увы, заметно отличаются от работ
более молодых коллег, появляющимся налетом
определенной несовременности (может быть
другими словами - благородной старины). Часто
аляповатая форма изделий, качество черепка, иногда
формализованная роспись, странные непродуманно-раздражающие размеры,
очевидно, не могут быть сопоставимы с современными дизайнерскими
установками на интерьеры жилищ, офисов учреждений. При этом, однако, в
работах Л.П.Азаровой ощущается бездна задействованных идей, вполне
отвечающих современным представлениям о декоративности
(художественности) фарфора. Заметно, что многие из этих идей в каких-то
интерпретациях охотно используются и еще
долго будут использоваться не только начинающими художниками. 2. Из
художников последующих (!) поколений, безусловно, первым номером
проходят Виктор Неплюев (форма) и Светлана Жукова (роспись). Необычайно
красивые и, по-видимому, исключительно удобные при практическом
использовании сервизы, уникальные декоративные
квасники-гиганты “Масленица”, “Зима”, скульптурные художественно-бытовые
композиции мелкой пластики (“Строители”, “Баня” (4 формы), “В метро”,
“Стоматолог”, “Кот” (хорош и необычен), “В
жезлонгах”, “Домашнее хозяйство”, “Логинову - 59” и др.) – всё
безупречно по стилю и исполнению. Как всегда,
подчеркнуто профессиональна экспозиция
А.Царегородцева и М.Подгорной (сосуд “Тяни-толкай” с
очаровательной надписью “Как пьян, так капитан, а как проспится – свиньи
боится”, пласты с отбортовкой “Виват
Российскому флоту”, “Ну-ка мы за вино – не прокисло оно?”).
Отличается новизной мировосприятия экспозиция Лены
Сухоруковой (сырные доски “Птица райская Сирин”, ”Жду
милаго …”, ”Ваза с цветами”,
ск. “На работу”
(Велосипедистка), “Клоун”, “С цветами” (2 формы) и др.).
Несколько традиционны, но от этого не менее
интересными остаются экспозиции Ю.Гаранина (шахматы, голышки,
безупречная ск. комп.
“Аквариум”), Т.Федоровской и С.Олейникова
(набор шкатулок “Лето”, ск.
комп. “Сенокос”, ”Ню”,
ск. “Поцелуй”, чайник “Свинка”).
Набирают силу Николай и Людмила Каштановы (роскошная роспись больших
плоских вещей). В который раз разочаровали однообразием своих работ
Ираида Алексеевна, Виктор и Татьяна
Хазовы. На фоне работ родителей, мило
“прозвучал” чайничек “Гжельский домик” Ксюши
Хазовой (1991). Ира Коршунова в росписи своих посудных форм, к
сожалению, не движется вперед. А вот работы,
начинающего Ларина (ск.
“Девушка с конем”, набор рельефных ваз),
настораживают своей перспективностью. Хочется пожелать ему
обязательно пройти обучение в нарождающемся
ГГХПИ (см. ниже). Нынче без художественного образования быть неприлично.
3. Разочаровала экспозиция художников Трошковского
производства. Без работ Н.Туркина и М.Коваленко,
по-видимому, покинувших производство, стилистический разнобой коллекции
майолики, не спасли работы опытной Ю.Петлиной
(ск. “Переплываем реку”, “Коза. На
гитаре играть обучена”) и самобытной В.Чепрасовой
(шкатулка “Кролик с леденцом (Мой леденец мухам тоже нравится)”,
подвесные ск.
“Ангел трубящий” и “Ангел, играющий на лире”, сырная
доска “Чаепитие в деревне”, блюдо “Моё”, тарелка “Мы же друзья”).
Хотя несомненно
Э.Зинонова, А.Нечаева и И.Строгин
несомненно куда-то движутся.
Всем, всем, всем! Сходите на
выставку “Преемственность поколений”. Удовольствие, неожиданные личные
открытия и желание приобрести для дома что-то из этой гжельской красоты
гарантируется.
Для коллекционеров карманных
календариков – с начала года выпущены в свет
3 календарика с фоторепродукциями работ
гжельских художников: (1) Сервиза ”Грановитый”
П.Гордеева, (2) Часов “Садко” А.Царегородцева
и М.Подгорной, (3) Камина А.Новикова.
По инициативе Министерства
промышленности и науки Московской области в январе 2003 года объявлен
конкурс “Лучший молодой художник народных
художественных промыслов Московской области”. В частности, в
результате проведения первого этапа конкурса на местах, в ЗАО
“Объединение Гжель” победители из числа учащихся отделения
декоративно-прикладного и народного искусства Гжельского
художественно-промышленного колледжа (ГХПК) Александр
Сафроненков и Елена Кирюшкина 20 марта 2003
года направляются в г. Серпухов для участия в финале областного
конкурса.
Февраль
В журнале «Медведь» (2003,
№ 65 (февраль). – с.
10) опубликован эпатажный по стилю, но не по смыслу диалог музыкального
критика А.Липницкого с гжельским художником
Ю.Гараниным “Секс по-гжельски”. Следует
обратить внимание на характеристическое
фото Гаранина,
выполненное Андреем (Вилли) Усовым –
бывшим фотографом группы «Аквариум». Генеральный директор объединения
Виктор Михайлович Логинов, прочитав статью, преподнесенную
Ю.Н.Гараниным, попенял ему: “Юра, я столько сил трачу на борьбу с этой
напастью, а ты продолжаешь активно нести в народ эту заразу, так не
свойственную народному творчеству.”.
Представительный фирменный магазин
“Гжель” на ул.
Садовой-Самотечной, 2/12 фактически закрылся 22 февраля 2003
года.
В субботу 16 февраля объединение
Гжель праздновало 65 летие генерального
директора Виктора Михайловича Логинова. С утра все желающие приходили с
поздравлениями и подарками в кабинет юбиляра. Художники, как правило,
преподносили свои оригинальные работы. Некоторые художники не смогли
приехать и передали подарки и поздравления через сотрудников.
Своеобразный подарок сделала Юлия Ивановна Петлина
(майолика) – скульптурную композицию “Переплываю реку …”. Зная тонкий,
ироничный характер художницы, предполагаем здесь намек на тему … “Заплыв
Великого Кормчего через реку Янцзы …” в свое время так нашумевшую в
прессе. В это время над местностью летали белый самолетик с растяжкой
“В.М.Логинову – 65 лет” и двухместный, с открытыми пассажирскими местами
геликоптер, который катал желающих, коих не было отбоя, несмотря на
холод (минус 18 °С) в этот пронзительно солнечный день. Юрий Гаранин,
большой любитель острых ощущений, метался по полю на своей машине,
пытаясь угадать место посадки геликоптера, чтобы прокатиться на нем. Но,
так и не угадал. В 15-00 в колледже под звуки военного оркестра и хора
(из г. Жуковского) началась регистрация приглашенных гостей. Каждому
гостю выдавалась памятная медаль “30 ЛЕТ ОБЪЕДИНЕНИЮ ГЖЕЛЬ” (0.8х10х10
см), выполненную учащимися колледжа, и симпатичный авторский буклет
В.М.Логинова “Гжель – моя жизнь”. Гости начали разъезжаться поздно,
после полуночного салюта.
В Интернете на сайте
www.severov.atom.ru в разделе
меню,
“Гжельский рок” Юрия Гаранина в “Галереюшке”,
представлен огромный и прелюбопытнейший
фотоматериал по истории взаимоотношений гжельского художника с друзьями
рок-музыкантами 1980 – 1990-х гг. Здесь же
можно познакомиться с последними новинками знаменитой
Гаранинской коллекции фарфоровых автографов
известных персон из мира музыки.
Организация Гжельского
государственного художественно-промышленного института (ГГХПИ) вступила
в заключительную стадию. Набрана первая подготовительная группа
абитуриентов, включающая: Диану Канивец, Светлану
Кокунову, Анфису Морозову, Светлану Пименову, Джему
Пириянц, Галину Радину,
Татьяну Рогожину и Наталью Шершавкину.
Администрация нового ВУЗа обещает укрепить
местный преподавательский состав московской профессурой. По плану
студенты первого курса начнут занятия 1 сентября 2003 года. При ГГХПИ
имеются два общежития – отдельно для преподавательского состава и
студентов. Отныне, провинциальным талантам, которым невозможно было
пробиться в насквозь блатные и продажные Строгановский и
Мухинский университеты,
Суриковский институт, Глазуновскую
академию, станет легче получить высшее
художественное образование.
В помощь будущим студентам ГГХПИ в
библиотеке нашего сайта публикуется Курсовой проект по теории управления
“Объединением Гжель” (С-Пб., 2002 г.), совершенно неожиданно найденный
нами на сайте www.natio.ru.
При том, что в этом проекте много формальных
ошибок, вдумчивый студент сможет переработать его в несколько
реферативных “конфеток”.
Январь
Администрация ЗАО
«Объединение Гжель» продала активы фирменного магазина «Гжель»
на ул.
Садовая-Самотечная, 2/12. По слухам вырученные деньги ушли на
покрытие долгов объединения перед уходом в связи с 65-летием
генерального директора В.М.Логинова на пенсию. По слухам же магазин
продан неким армянским господам, которые предполагают перестроить его
под ресторацию. Окончательно магазин прекратит свою деятельность к маю
месяцу.
В типографии г. Владимира начата
работа над книгой искусствоведа Т.Л.Астраханцевой (Москва) с примерным
названием «Современная майолика Гжели», практически являющаяся
публикацией диссертационной работы автора, выполненной в НИИ теории и
развития изобразительного искусства РАХ. Известно, что в диссертации
Астраханцевой имеется более 400 редких фотоиллюстраций, часть которых
обязательно войдет в книгу.
Искусствовед Т.Л.Астраханцева
профессионально прекращает разработку гжельской темы и начинает
заниматься темой большой парковой скульптуры. Нам - жаль!
Бывший гжельский художник Сергей
Михайлович Симонов, ныне проживающий в Германии, организовал по месту
жительства в г. Элц
(Elz), земля
Гессен (Средняя Германия), Художественно-керамическое ателье (“Keramik
– Kunst Atelier Simonov”).
С новыми работами в фарфоре, цветной керамике и станковой живописи
Сергея и Ольги Симоновых можно познакомиться в Интернете на сайте
www.simonov-keramik.de ,
связаться с авторами по e-mail:
simonov-keramik@web.de.
|