1997

 

Home
Up
1997
1996-1998
Первый рисунок

Рейтинг@Mail.ru

be number one

Rambler's Top100

 

       Очередной творческий кризис Государственного академического Большого театра (ГАБТ) СССР, который, кажется, не закончился до сих пор, совпал с развалом Советского государства. Громкие крики горлопанов-псевдодемократов, профессиональных посредственностей от искусства и просто любителей «половить рыбку в мутной воде» на многочисленных антисоветских митингах того времени с упоением поддерживались обывателями, которым, впрочем, по бедности терять было нечего. Нашептывания тех же лиц в кабинетах чиновной бюрократии находили точно такой же отклик. Обыватель, в том числе чиновный, он потому такой, что падок на халявные развлечения, его жизненный принцип – чем хуже, тем лучше… Увы, это психологический портрет большинства из нас.

         В ГАБТе первой и главной причиной всех театральных неурядиц пасмурных  1990-х гг. был признан Народный артист СССР (1973), Герой Социалистического труда (1986), лауреат Ленинской и Государственных премий, художественный руководитель и главный балетмейстер Юрий Николаевич Григорович (1927). Через несколько лет бывший министр культуры Сидоров расскажет журналистам, как его в это время брал за грудки ученик великого балетмейстера Владимир Васильев и спрашивал, спрашивал:

- Когда, наконец, Вы снимете Григоровича?

         Затравленный художник, обвиненный во всех «страшных балетных грехах», самый непростительный из которых – консерватизм, 7 марта 1995 года покинул театр. В знак протеста против изгнания мэтра, 10 марта 1995 года группа верных Григоровичу лиц срывает вечерний спектакль. На следующий день пресса «белая, красная, желтая и в полосочку» бесновалась так, как не бесновалась все последние бесцензурные годы – жалела якобы непростительно обманутого зрителя. Ю. Н. Григорович сначала по приглашению уехал ставить балет в Уфу, а позднее, благодаря генеральному директору Краснодарского творческого объединения «Премьера» Леонарду Григорьевичу Гатову, стал работать на постоянной основе в Краснодарском музыкальном театре.

        Удивительное событие произошло в самом начале 1997 года. Первое представление в Большом театре состоялось 2 января и при полном аншлаге было посвящено… 70-летию опального балетмейстера Ю. Н. Григоровича. На сцене ГАБТа было показано по одному действию из трех балетов Григоровича – «Легенда о любви» (1961) А. Меликова по пьесе Н. Хикмета – ранний балет, поставленный до прихода Григоровича в Большой театр, «Щелкунчик» (1966) П. Чайковского – первый балет, поставленный мастером в ГАБТ, и «Спартак» (1968) А. Хачатуряна – самый известный и любимый публикой балет Григоровича.

          В фойе для всеобщего обозрения был выставлен чайный сервиз «Балет» на 12 персон (10 форм, 54 предмета). Предметы сервиза, расписанные кобальтом, содержали вид Большого театра (на подносе), орнаментальную роспись по мотивам росписи потолка театра и вензеля Ю. Григоровича в венке из стилизованных ветвей лавра на остальных предметах. Роспись чашечек отличалась от росписи остальных предметов тем, что на каждой из них было написано название одного из 12 балетов, поставленных балетмейстером в ГАБТе: «Щелкунчик», «Спартак», «Лебединое озеро» (1969) П. Чайковского, «Спящая красавица» (1973) П. Чайковского, «Иван Грозный» (1975) на музыку С. Прокофьева в транскрипции М. Чулаки, «Ангара» (1976) А. Эшпая по пьесе А. Арбузова «Иркутская история», «Ромео и Джульетта» (1979) С. Прокофьева, «Золотой век» (1982) Д. Шостаковича, «Раймонда» (1984) А. Глазунова, «Баядерка» (1991) Л. Минкуса, «Корсар» (1994) А. Адана – Ц. Пуни и «Дон Кихот» (1994) Л. Минкуса. 

 Для непосвященных здесь же была пояснительная табличка, на которой было написано:

- Юрию Григоровичу к 70-летию со дня рождения и 50-летию творческой деятельности от Большого театра России.

       История приготовления подарка Ю. Н. Григоровичу оказывается началась еще весной 1994 года, когда Е. В. Сердюк – директор Московского фарфорового завода (МФЗ), через знакомую сотрудницу ГАБТа получил заказ дирекции Большого театра в лице генерального директора Владимира Михайловича Коконина на выполнение подарочного чайного сервиза. Директор МФЗ поручил выполнение заказа главному художнику завода Валентину Гельевичу Розанову (бывшему гжельскому художнику).

 

    Подарок опальному балетмейстеру                          

 

 

                                                   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      

Первый раз подарок Ю. Н. Григоровичу предполагалось вручить 6 января 1995 года на торжествах, посвященных 170-летию Большого Петровского театра. Незадолго до этого директор МФЗ Евгений Сердюк, Валентин Розанов и Юлия Лисицина привезли  в дирекцию Большого театра сервизы в специальных коробках. В кабинете с длинным столом выставили фарфоровое чудо, стороны подписали акт сдачи-приемки работы. А. Туликова – сотрудница администрации театра, принесла бутылку шампанского и присутствующие распили его из чашек новых сервизов, чтобы служили дольше.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Передача сервизов «Балет» заказчику (ГАБТ России). 1994 г.

 

А. Туликова – сотрудница ГАБТа, курировшая заказ; В. Фомин – зам. директора ГАБТа; В. Розанов – главный художник МФЗ, автор форм и росписи сервиза; Ю. Лисицина – художник-исполнитель росписи; Е. Сердюк – директор МФЗ

 

Так как к моменту намеченного торжества разразился скандал и стало ясно, что Григорович уходит из театра, вручение подарка балетмейстеру не состоялось.

После юбилейного концерта 2 января 1997 года, на котором, естественно, Ю. Н. Григорович не присутствовал, долго оставалось неясным, принял ли подарок опальный балетмейстер. Позже выяснилось, что в Москву специально приезжала жена Григоровича Наталья Бессмертнова и увезла подарок ГАБТа в Краснодар. Второй комплект сервиза «Балет» хранится в музее ГАБТа.

 

                                                                                                                                                     Флавий Хорошилов

                                                                                                                                                     при активной помощи В. Г. Розанова

                                                                                                                                                     18.03.2005 г.

 

Фотография Ю. Н. Григоровича заимствована с сайта Международного Объединенного Биографического центра. Остальные фотографии – из архива В. Г. Розанова.

 

Публикация на тему:

1. Литовченко Е. Вражда забудется – «Спартак» останется (Заметка о юбилее   Ю. Н. Григоровича) // Вечерняя Москва. – 1997, № 2 (21991), от 5 января. – С. 1.

 

  

        Валентин Розанов несколько раз встретился с В. М. Кокониным, который сформулировал свое понимание тех идей, которые дирекция ГАБТа хотела бы реализовать в сервизе-подарке. Главным силуэтом нового сервиза с условным названием «Балет» стала недавняя удачная заводская разработка Валентина Розанова (чайный сервиз), которая тиражировалась МФЗ малыми сериями. Валентин сразу решил, что на формах предметов (чайнике, сахарнице) поменяет хватки, сделает их в виде стилизованных лир. Оставалось самое важное – роспись. Розанов занялся изучением материала по истории интерьера Большого театра, делал зарисовки в помещениях театра, работал во внутреннем музее ГАБТа. На основании накопленного материала Валентин Гельевич вместе с помощницей – художницей МФЗ Ю. Лисициной, сделали эскизы каждого предмета будущего сервиза. Эскиз каждой вещи, иногда по нескольку раз приходилось согласовывать лично с Кокониным или его помощниками. По замечаниям представителей дирекции театра приходилось переделывать эскизы отдельных предметов. Работа в целом продолжалась около 5 месяцев. Роспись двух совершенно одинаковых сервизов выполнила Юлия Лисицина.

  

 

 

Send mail to Хорошилов Филипп Флавиевич with questions or comments about this web site.
Last modified: 13 апреля 2005 г.
Copyright © 2003-2005 Хорошилов Ф.Ф.
Hosted by uCoz