Похищение Европы

 

Home
Фотогалерея
Картинки
Раритеты

Рейтинг@Mail.ru

be number one

Rambler's Top100

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема «Похищение Европы» в творчестве гжельских художников

 

       Известны три оригинальных работы в этом направлении. Это скульптуры Сергея и Ольги Симоновых, Натальи и Владимира Бидак и чайник Валентина Розанова.

 

В ноябре-декабре 1996 года, в связи с объявленным в ЗАО «Объединение Гжель» конкурсом на лучший сувенир к году Быка (1997), Сергей Михайлович и Ольга Александровна Симоновы выполнили скульптуру «Похищение Европы» (форма Симонова С.М., роспись Симоновой О.А.) с размерами 18 х 18 х 12,5 см (фото 1).

Фото 1

 

Сергей когда-то уже лепил скульптуры коров, хотел даже сделать часы с коровой и рогом изобилия в композиции. Корову вылепил, а часы так и не сделал. В Абрамцевском училище еще студентом лепил целую композицию со стадом коров. Делать этих животных довольно трудно. Анатомическое строение у коров гораздо сложнее, чем у лошадей. Поэтому объявление этого конкурса для Сергея и Ольги было не в радость. Однако, подумав, они решили сделать не просто быка, а связать его с каким-либо сюжетом. Первое, о чем они вспомнили, был классический античный сюжет (Легенды и сказания Древней Греции и Древнего Рима. М.: Правда, 1987.):

– У царя богатого финикийского города Сидона Агенора было три сына и дочь, прекрасная как богиня. Звали ее Европа. Приснился ей однажды сон. Она увидела, как Азия и тот материк, что отделен от Азии морем, в виде двух женщин боролись за нее. Каждая женщина хотела обладать Европой. Побеждена была Азия, и ей, воспитавшей и вскормившей Европу, пришлось уступить ее другой. В страхе проснулась Европа, не понимая значения этого сна. Смиренно стала молиться юная дева, чтобы отвратили боги от нее несчастье. Затем, одевшись в пурпурные одежды, затканные золотом, пошла она со своими подругами на луг, к берегу моря. Там, резвясь, собирали сидонские девы цветы. Набрав цветов, девы стали со смехом водить веселый хоровод. Недолго пришлось наслаждаться прекрасной Европе беззаботной жизнью. Увидел ее могучий тучегонитель (громовержец) Зевс, и решил ее похитить. Чтобы не испугать своим видом юную Европу, он принял облик чудесного быка. Вся шерсть Зевса-быка сверкала, как золото, лишь на лбу быка горело, подобно сиянию луны, серебряное пятно.

Чудесный бык появился на поляне и легкими шагами, едва касаясь травы, подошел к девам. Сидонские девы не испугались быка, они окружили дивное животное и ласково гладили его. Бык подошел к Европе, он лизал ей руки и ласкался к ней. Дыхание быка благоухало амброзией, весь воздух был напоен этим благоуханием. Европа гладила быка своей нежной рукой по золотой шерсти, обнимала его голову и целовала. Бык лег у ног прекрасной девы, он как бы просил ее сесть на него. Смеясь села Европа на широкую спину быка. Хотели и другие девушки сесть с ней рядом. Вдруг бык встал…

Идея была реализована в скульптуре «Похищение Европы» и стала одной из лучших работ Симоновых. Надо сказать, что подсознательно Сергей и Ольга на этой работе тренировались, чтобы в будущем сделать нечто более смелое. Ну, во-первых, в отступлении от легенды, Европа в данном случае была не в пурпурных одеждах, а обнаженной, и, во-вторых, соблюдение стандартов красоты в понимании древних греков касалось только головки (овал лица, прическа) Европы. Тело красавицы по изяществу форм следует отнести по известным критериям оценки скорее к современным фотомоделям. И добавим, что Ольга, практически в каждом из 18 случаев (столько было выполнено коллекционных образцов этой скульптуры) попробовала в росписи сочетанием белого и многослойного синего цвета усилить ощущение сказочности легендарного зверя, не нарушая однако естественных пропорций реального животного. Результат получился очень интересным. Жаль, что у Сергея и Ольги скульптура «Похищение Европы» единственная работа на античную тему. Очевидно, что изготовление таких технологически сложных изделий, как, «Похищение Европы» на заводском конвейере предприятия невозможно. Такие изделия выполняются единичными экземплярами самими художниками только для музейных и частных коллекций. Их делать всегда сложней из-за того, что техническая оснастка первичной авторской отливки очень несовершенна. Симоновы, по требованию заказчика, на такие свои изделия выдавали сертификат и гарантировали, что они никогда не будут выпускаться в массовом производстве.

 

В этом же 1996 году бывший гжельский художник Валентин Гельевич Розанов (Рубинштейн) выполнил чудесный чайник «Похищение Европы» с размерами 15 х 22 х 14 см (фото 2).

 

 

Фото 2

 

Неожиданно для автора эта работа стала одной из самых заметных в творчестве художника. Коллекционеры считают своим долгом при оказии украсить свои коллекции  прекрасным раритетом.

 

В 1998 году также бывшими гжельскими художниками Натальей Трофимовной и Владимиром Степановичем Бидак была выполнена скульптура «Похищение Европы» с размерами 12,5 х 14 х 6 см (фото 3).

 

 

Фото 3

 

 

Однако более классическая по композиции работа Н. и В. Бидак, в которой они не позволили себе эротическую вольность в отношении одежды Европы, допущенную предыдущими авторами,… не зазвучала. Раздражают размеры и роспись рогов быка-громовержца, впрочем простодушно заимствованные с полотна великого Валентина Серова, неестественная, безразличная” поза Европы в столь серьезный момент ее жизни. Очевидно, что эта работа является провальной для авторов.

 

Тем не менее, удивительно, как во всех трех работах совершенно разные по манере художники интерпретировали известную, можно сказать классическую тему, используя своеобразную гжельскую стилистику (традицию) и при этом практически не нарушая смысловой нагрузки сюжета.

Безусловно серьезный коллекционер гжельской керамики обязан иметь в своем собрании все эти три работы, к сожалению, бывших художников объединения «Гжель». Уверен, что понятие “бывших” в данном случае условность. Все эти художники продолжают работать: С. и О. Симоновы в Германии, Н. и В. Бидак в Гжели, В. Розанов в Москве, и творить при этом все-таки гжельскую Красоту.   

 

Ф.П.Хорошилов

26.04.2004 г.

 

Приведенное фото чайника "Похищение Европы" временно заимствованно с сайта www.pottery.ru  и в настоящее время переделывается.

 

 

Send mail to Хорошилов Филипп Флавиевич with questions or comments about this web site.
Last modified: 29 ноября 2005 г.
Copyright © 2003-2006 Хорошилов Ф.Ф.
Hosted by uCoz